Вы решили усыновить ребенка.
Есть множество причин, по которым у людей возникает желание усыновить ребенка. Это могут быть: невозможность родить собственного малыша, необходимость проявления родительского инстинкта, заботы о ком-то, потребность продолжить свой род. Это и желание помочь и проявить любовь, подарить счастье иметь семью тому, у кого ее нет, и простое сочувствие к беззащитному человеку.
Но порой мы не догадываемся, что не до конца осознаем причины своих поступков. Вполне распространена, допустим, такая ситуация, когда усыновление может быть бегством от одиночества или желанием во что бы то ни стало пережить собственную утрату за счет появления нового члена семьи. Бывает и так, что мы совершаем благородный поступок, не осознавая, что за ним стоит огромная ответственность за жизнь, судьбу и развитие конкретного неповторимого и беззащитного человека.
Хотелось бы осветить вопрос усыновления ребенка с психологической стороны. Не стоит бояться узнать и открыть для себя что-то новое. Если вы решили усыновить ребенка, вам необходимо взвесить все за и против, заранее узнать о трудностях, подготовиться серьезно и ответственно к такому событию.
Примите как факт, что ребенок-сирота – другой
Развитие личности ребенка-сироты Личность ребенка, который с рождения жил без родителей, начинает меняться (искажаться) с первых дней егожизни. Когда мать отказывается от ребенка, он остается в родильном доме. Оттуда он, по истечении 3 месяцев, поступает в дом малютки.
Как
мы с вами знаем, младенец сигнализирует о своих потребностях матери плачем.
Когда он мокрый, голодный, ему холодно или больно, он начинает кричать. По
крику мать понимает, что ему необходима помощь, она кормит, дает понять своим
теплом и прикосновениями, что она рядом и бояться нечего.
Оставленный в роддоме, а также после поступления в дом малютки, ребенок
находится в палате вместе с другими новорожденными. Медсестра или нянечка
осуществляет уход за всеми сразу: кормит, переодевает, осматривает. Все это
происходит строго по расписанию. Никого из детей просто так она не возьмет на
руки, не покачает, не прижмет к себе, не споет колыбельную. В этих детских
учреждениях удовлетворяются только жизненно важные потребности человека. И даже
при всем желании персонал просто не сможет обеспечить каждому из детей
индивидуальный подход. Таким образом, дети не получают ни материнского тепла,
ни ласки, ни вытекающего из этого чувства покоя и безопасности.
Поначалу такие детки еще плачут, но очень быстро он перестают звать на помощь. В конце-концов этот рефлекс угасает за неимением подкрепления. Часто медсестра кладет каждому бутылочку, просто поворачивает детей на бок, а сами они, пользуясь сосательным рефлексом, пьют смесь. Если что-то происходит не так, бутылочка выпадет изо рта, ребенок может и не получить жизненно необходимой вещи – питания, и будет нервничать, пока ему не помогут, а может и просто молчать, так как рефлекс, с помощью которого он зовет на помощь, уже практически угас. Таким образом, с рождения не остается до конфыа удовлетворенной жизненно важная потребность в еде.
У
новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при
появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета он сразу
перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию
И. П. Павлов назвал «что такое?». Благодаря ей, у ребенка в дальнейшем
воспитывается любознательность и он познает мир. Различные стимулы: руки и лица
людей, яркие и красивые цвета, небо, земля, запахи природы и людей, голоса
окружающих – все это воздействует на ребенка, развивая его, подкрепляя и удовлетворяя
его интерес к окружающему миру. При этом происходит адекватное психическое и
двигательное развитие ребенка. Но это полноценно возможно только когда его
окружают близкие люди, которые дают общение, меняют обстановку, стараются
развлечь и заинтересовать ребенка.
В Доме малютки такого не происходит. В основном, пока ребенок лежит в кроватке,
он может видеть только белый потолок, белые стены, свет и белый халат
медсестры. Если у ребенка, живущего в семье с рождения к 2-3 месяцам появляется
комплекс
оживления
(в основном как реакция на лицо и голос матери, а также на яркие и интересные
игрушки и предметы), то у детей, находящихся в государственном учреждении,
комплекс оживления не возникает, либо возникает слабо на появление человека в
белом халате или вид бутылочки с молоком – ведь это все, что может
заинтересовать и обрадовать его в данных условиях. Прогулка с детьми
осуществляется по расписанию, но также носит не развивающий, а скорее
профилактический характер.
Ребенок
в младенчестве, а затем и в более старшем возрасте осознает границы своего
тела, а также осваивает пространство благодаря близким взрослым. Когда его
берут на руки, он чувствует другого человека, и через это ощущение осознает и
себя, свое собственное тело, форму, размер, холод и тепло, радость
прикосновения. Непонимание границ своего тела, неумение осваивать жизненное пространство
– все это последствия недостатка или отсутствия контакта с близкими взрослыми,
прикосновений, ношения на руках, близкого общения. Уже в более взрослом
возрасте у детей-сирот часто возникает чувство непонимания границ собственной
жизни, которое может проявляться в отсутствии страха смерти, криминальном или
аморальном поведении, попытках суицида.
*По данным психологических исследований, дети, воспитывающиеся с рождения
без родителей, улыбаются в 5 раз реже, чем дети, воспитывающиеся в обычных
семьях.
Из дома ребенка малыш по достижении 3 лет попадает в детский дом. Обычно к этом
времени он уже имеет задержку психомоторного развития, или какие-либо
отклонения от нормального развития. И это обусловлено именно особенностями его
жизни вне семьи.
Недоверие. Ребенок
попадает из дома малютки в детский дом. Он с рождения привык к определенной
обстановке. У него есть свои (пусть и общие с другим детским коллективом)
значимые взрослые - воспитатель, нянечка. За границами своего мира он никогда
не был.
Переходя по возрастной лестнице в двери детского дома, малыш оказывается в
ситуации, пугающей и незнакомой - кризисной для его психики. Он переживает
«кризис доверия» к окружающему миру. Он больше не увидит тех людей, которые
ухаживали за ним, тех детей, с которыми дружил, вещей, которые окружали. Его
заставляют вписываться в совершенно новую ситуацию, не спрашивая, хочет ли он
этого сам ребенок. Часто у ребенка возникает как защитная реакция враждебное
отношение к окружающим, перечеркивая на начальном этапе возможности сближения с
людьми, возможности дать и получить любовь. Он чувствует нестабильность, страх,
что его снова могут оторвать от этой жизни также, как от прошлой.
Ребенок-сирота и так все делит с другими, у него нет ничего своего, в том числе
любви и близких людей. Он уже не в силах пережить еще и такое предательство.
Отсюда на всю жизнь может возникнуть недоверие или враждебное отношение к миру,
а также чувство нестабильности окружающего мира.
Отсутствие эмпатии У
ребенка-сироты может наблюдаться и отсутствие эмпатии (сочувствия, понимания,
жалости по отношению к другим людям, животным). Во-первых, это связано с
чувством недоверия и враждебности к окружающему миру. Но есть и другая причина.
Оказывается чувства, которые мы испытываем в процессе своей жизни и общения с
другими людьми – это не только результат нашего врожденного характера,
темперамента, индивидуальности. Очень большую роль здесь играет пример близких
людей - родителей. Важно, как мать проявляла свои чувства, как она позволяла
проявлять их ребенку, давала ли она ему любовь, достаточный тактильный и
телесный контакт (прикосновения, ласки, объятия). Если мать была эмоционально
холодна, можно ожидать, что ребенок не будет проявлять достаточно эмпатии во
взрослом возрасте. Если же матери и отца не было от рождения, можно только
представить, насколько низок может быть уровень эмпатии такого ребенка.
Также ребенок не получает достаточного количества окситоцина и других так
называемых "гормонов радости". Они выделяются в нашем организме при
объятиях и прикосновениях, при приятном общении, взаимопонимании. Эти гормоны
влияют на человека как порция приятных ощущений, дают силы и выносливость, веру
в себя и уверенность в будущем.
Итак, мы должны набраться смелости и понять, что ребенок-сирота – другой, он не похож на детей, которые росли и развивались с рождения в обычной семье. Это не значит, что найти общий язык с ним будет невозможно. Но это означает, что необходимо учитывать все его особенности и проявлять терпение прежде чем контакт будет налажет и вы сможете почувствовать себя одной семьей.
Потребность
любить и давать любовь Ребенок-сирота постоянно испытывает потребность в
безопасности на подсознательном уровне. Когда он попадает в незнакомое место,
это чувство только усиливается. Он начинает обороняться, защищаться,
отгораживаться. На втором месте для него стоит потребность в жизненно
необходимых вещах, в первую очередь в еде.
Потребность в любви – это то, что необходимо удовлетворить, когда ребенок уже
чувствует себя в безопасности, а также не испытывает потребности в жизненно
важных вещах (он сыт, ему тепло и комфортно). Необходимость быть сытым,
находиться в безопасности, иметь крышу над головой - все это стоит для него на
первом месте. То есть, отдавать вам любовь он сумеет не раньше, чем года
через три после того, как вы начнете общаться и сближаться с ним (по подсчетам
психологов, исследовавших этот вопрос).
Важно: этот ребенок не обязан любить вас, быть благодарным, скрашивать ваш досуг своим присутствием. Ему необходимо пройти через множество этапов, прежде чем он почувствует приемных родителей близкими и родными.
Испытания для приемных родителей
После
периода эйфории (когда ребенок стал вашим) наступает период отрезвления, когда
родители и ребенок сталкиваются лицом к лицу с реальностью. А реальность,
помимо хороших моментов, имеет и некоторые неожиданные стороны. Оказывается,
этот ребенок, казавшийся таким ангелом, воплощением всех ожиданий родителей,
является не просто обычным ребенком, но и ребенком со своими особенностями,
проблемами, которые требуют понимания, принятия, помощи. Оказывается, быть
родителем – это не только праздник, а по большей части будни со своими
требованиями, обязанностями, сложностями, с которыми надо постоянно
справляться.
Помимо чувства благодарности, которое испытывает ребенок и которого может и не
быть, он может испытывать также гнев, неприязнь к приемным родителям, у него
может быть фантазия, что его «лишили» родных родителей, «отняли» у них, что его
«купили». Кроме того, на приемных родителей переносится гнев, относящийся к
родным, к тем, кто его покинул, но они далеко, им ничего уже не скажешь, зато
рядом есть приемные родители, которые, к тому же, испытывают огромную жалость и
даже бессознательное чувство вины перед этим ребенком, они готовы многое
стерпеть от него. Чувство вины у родителей может быть связано, помимо прочего,
с испытываемым ими раздражением, которое они нередко не смеют выразить, но
которое может проявиться в скрытой агрессии, в неприятии ребенка.
Правда состоит в том, что у приемных родителей могут возникать любые чувства по отношению к ребенку и гораздо лучше пытаться их понять, чем не замечать, но отреагировать в реальности. Не стоит испытывать излишнее чувство вины за злость на ребенка и за то, что вы не понимаете, как себя вести. Лучше обратиться за помощью сразу, когда вы поняли, что сами не в состоянии справиться со своими негативными чувствами и найти подход к малышу.
Ведь брошенный ребенок имеет очень глубинное недоверие к окружающему миру, он считает себя плохим и недостойным любви, поэтому он будет всячески испытывать свое новое окружение, проверять на прочность их любовь. Он будет провоцировать плохое отношение, наказания. Здесь очень важно понимать внутренние причины иногда ужасного поведения, чтобы помочь ребенку и себе.
Малыша
в очередной раз оторвали от родной среды и передали в руки каким-то людям,
которые еще и многого хотят от него. Перед ним нечто совершенно новое и
пугающее. Он боится, отрицает, защищается как может.
Конечно, ребенок может и не побежать в ваши распростертые объятия, не будет
целовать вас, делать то, что вы просите. Адаптация обычно проходит в среднем
несколько лет.
Ребенок
какое-то время может быть злым, проявлять агрессию, разрушать, даже воровать.
Часто даже обыкновенное мытье может стать испытанием, и ребенка долго придется
приучать к нему, так как он очень боиться мыться.
Как навязчивые действия может проявляться детской онанизм.
Вы сами не раз будете чувствовать, что он "другой", чужой, пахнет не
как ваш ребенок. Чувство обиды, раздражения и гнева могут посещать приемных
родителей неоднократно. Не стоит испытывать по этому поводу чувство вины, ведь
это абсолютно нормально на этапе адаптации как ребенка к вам, так и вас к
ребенку. Если вы чувствуете трудности, обязательно обратитесь к психологу,
услуга такой помощи оказывается бесплатно.